Школьная жизнь
Информационные обр. ресурсы
Опрос
Телефон доверия и КДН
Из опыта реализации компетентностного подхода на уроках физики
Владимирова Татьяна Алексеевна,
учитель физики МОУ «СОШ №102 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Перми
В современной школе актуальным является компетентностный подход в преподавании учебных дисциплин, в том числе физики. Для педагога в его практической деятельности чрезвычайно важен поиск психолого-педагогических механизмов, способствующих формированию надпредметных компетенций, к которым можно отнести:
- умение сформулировать задачу, выявить её условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения;
- умение действовать по алгоритму, умение самому составлять алгоритм новой деятельности;
- умение видеть и вычленять проблемы, строить предположения о возможных причинах физических явлений и их последствиях, видеть явления материального мира в динамике, выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном её цикле, а именно, ставить цели, анализировать ситуации, планировать и проектировать, реализовывать и получать готовый продукт, анализировать результаты, давать оценку своим действиям;
- умение производить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий;
- умение осуществлять рефлексию своей деятельности.
Все эти компетенции отражают субъектную природу ученика, условия для проявления и развития которой необходимо создать в образовательном процессе.
Несколько лет тому назад, читая какую-то книгу, наткнулась на мудрость древнекитайских философов: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь!». Слова потрясли меня своей простотой и ёмкостью одновременно. Эту фразу я восприняла как крик моего ученика: «я сам!» Эта мудрость отражает главную идею личностно-ориентированного обучения - ученик-носитель индивидуального личного опыта, он сам стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы. С той поры я целенаправленно перекладываю свои функции учителя на плечи моих учеников.
Один из самых важных моментов урока - постановка учебных задач, целепологание. Я и до этого старалась формулировать цели совместно с учащимися, а теперь мы это делаем только вместе. В этом учебном году я начала работать с семиклассниками. С ними мы только учимся ставить цели самостоятельно. Наиболее удачно это получается в начале любой темы. Приведу несколько примеров.
7 класс.
Тема «Взаимодействие тел».
Ставлю перед учащимися вопросы:
- Нужно ли изучать механические явления?
- Зачем?
- Где это нам может пригодиться?
Это стандартные вопросы, которые можно использовать практически на каждом уроке в 7-ом классе. Выслушивая мнения учеников, акцентирую внимание на личностно окрашенные примеры. Узнаю, откуда у ребёнка эти знания, где он познакомился с ними. Деятельность учащихся при этом обогащается принципиально новым содержанием, характеризующимся направленностью на развитие способности учащихся к целеполаганию, к рефлексии собственных знаний.
8 класс.
Тема «Электрические явления».
Здесь я уже предлагаю учащимся самим сформулировать вопросы, на которые они хотели бы искать и найти ответы. Из множества сформулированных вопросов школьники сами отделяют те, которые касаются физической сути явления, его происхождения, закономерностей, проявления и установления причинно-следственных связей. Этим приёмом я стимулирую формирование познавательного запроса учеников к учителю, часть вопросов из которых я переадресовываю к другим источникам (родителям, научно-популярной литературе).
Почти всегда находятся и среди сверстников источники знаний, к субъективному опыту которых я привлекаю внимание. В результате ученики формулируют учебные цели или ставят задачи как свободно выбранные, исходя из своих запросов и интересов.
Чаще всего учащиеся сами выясняют, сколько часов отведено на тему, будут ли лабораторные работы и экспериментальные задания. От урока к уроку школьники развивают способности к планированию своих действий и прогнозированию результатов, способности собственными усилиями прокладывать маршрут в незнаемое, т. е. учиться (учить себя). Таким образом, мы вместе создаём ситуацию жизненной необходимости новых знаний.
А вот теперь мы должны получить эти новые знания, для этого необходимо создать ситуацию самостоятельного поиска. Помогает мне в этом эксперимент.
В младших классах я практикую экспериментальные задания, созданные В.А. Буровым, С. Ф. Кабановым, В. И. Свиридовым очень давно, но не в готовом виде, мы сами планируем этот эксперимент, обсуждаем необходимость применения того или иного оборудования. Практически на каждом уроке в 7-8-ых классах я провожу фронтальные экспериментальные задания. Одни из них рассчитаны на 5-10 минут, другие, усложняя, можно проводить в течение всего урока. Самое ценное заключается в том, что их можно включать в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач. Если в начале года эти задания по своему содержанию представляют собой просто наблюдение и изучение физических явлений, то к концу года это уже наблюдение зависимостей между физическими величинами, экспериментальные задачи.
Приведу пример.
7 класс. Тема «Простые механизмы». Урок посвящён изучению блоков.
Кто знает, что такое блок? Если не получаю вразумительных ответов, объясняю и показываю работу блоков сама. Демонстрацию работы подвижного и неподвижного блока провожу с приборами из набора по статике на магнитных держателях (удобно, быстро, наглядно).
Чем отличаются блоки? Как их можно назвать? Даем определения подвижного и неподвижного блоков. Сравниваем наши определения с определениями, данные в учебнике, выписываем определения в тетрадь.
Что мы можем узнать о блоках? Поскольку в 7-ом классе мы только учимся ставить цели урока, обобщая предложения учащихся, проговариваю их сама.
Какое оборудование необходимо для этих исследований? Составляем план действий, выполняем эксперимент и делаем выводы по работе.
Очень интересна реакция школьников, когда они понимают, что подвижный блок даёт выигрыш в силе. Здесь очень важно ответить на вопрос: почему? Есть возможность показать, что без математических знаний нам с физикой не разобраться.
Практически всегда я раздаю листочки с заранее напечатанным ходом работы, где обязательно есть вопросы по теме эксперимента. В зависимости от целей урока, я либо собираю тетради и оцениваю работу каждого ученика или оцениваю работу учащихся на самом уроке, и тогда ответы на контрольные вопросы проговариваем вслух.
В ходе этого урока проверяем справедливость «золотого» правила в механике, но делаю это демонстрационно, на магнитной доске с целью экономии времени.
Такое построение уроков позволяет мне не вводить знания в готовом виде, ученик добывает их сам.
В конце урока – обязательны итоги. Снова серия продуманных вопросов:
- Чем занимались на уроке?
- Какие сделали открытия?
- Каким способом мы добыли эти знания?
- Что вызвало наибольшие трудности?
- Что нового ты узнал?
- О чём тебе захочется рассказать дома?
- Чем понравилось заниматься?
- Что не понравилось на уроке?
Если в начале года семиклассникам нравится на уроке всё, то потом они всё смелее высказывают свои замечания по уроку и я, конечно, их учитываю. Таким образом спроектированные уроки физики способствуют формированию у школьников надпредметных компетенций.
Мне хочется ещё раз написать эти слова:
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь!» Эти слова были современны в древнем Китае, они бесценны в современной России. Это своего рода эпиграф к моей педагогической деятельности.
Контакты
МАОУ "СОШ "ПЕТРОЛЕУМ +" г. Перми"
Учредитель: Департамент образования
Адрес: 614036, г. Пермь, ул. Мира 92. Просмотреть увеличенную карту проезда
ЦИО
МАОУ "СОШ "Петролеум+" г. Перми" присужден статус "ЦЕНТР ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА"
Университетский округ www.pspu.ru