Школьная жизнь
Информационные обр. ресурсы
Опрос
Телефон доверия и КДН
Из опыта работы урок литературного чтения
Урок литературного чтения
Федосеева Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №102 г.Перми
Тема: Русская народная сказка «Морозко»
Скачать план урока и презентацию
Цели:
- развитие воображения, творческих способностей;
- совершенствование навыков смыслового чтения;
- совершенствование нравственных качеств;
- воспитание чувства коллективизма во время работы в группах.
Оборудование:
- цветные карандаши;
- толковые словари;
- музыка Н.Будашкина к сказке «Морозко»;
- альбомные листы;
- карты самооценки;
- мультемедийный проектор;
- магниты.
Ход урока:
1.Организационный момент
Прозвенел урок,
Начинается урок…
Урок литературного чтения.
Поможет нам настроиться на рабочий лад стихотворение:
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Лёгкие, несмелые.
Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какое оно? Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке?
2. Актуализация знаний
- Какую большую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? ( Волшебные сказки.)
- Посмотрите внимательно на доску и попробуйте вспомнить, словосочетания из каких сказок записаны на ней:
золотые яблоки чёрствая краюха живая вода
куль соломы серый волк конь златогривый
золотая клетка чугунная баня
(«Иван Царевич и Серый волк», «Летучий корабль»)
- Какое словосочетание встречается в обеих сказках? (Живая вода)
- Что объединяет эти сказки? (Их автор - народ. Они волшебные)
- Докажите, что сказки волшебные (Дети называют признаки волшебных сказок:
- наличие зачина, присказки, концовки;
- наличие волшебных героев;
- наличие чудесных превращений;
- наличие фантастических (нереальных) событий;
- наличие троекратных повторов
и приводят примеры из прочитанных сказок.)
- На предыдущем уроке мы прочитали ещё одну русскую народную сказку «Морозко». Какие задания вам хотелось бы выполнить, анализируя эту сказку? ( Составить план сказки, составить вопросы по содержанию сказки, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки и пересказать его…)
- Как вы понимаете слова, записанные на доске:
Сказка - ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам – урок!
- Попробуем сформулировать тему и цель урока. (Слайд 1,2.)
3. Анализ произведения через групповую работу
- Сегодня я предлагаю поработать в группах. Давайте вспомним правила групповой работы. (Слайд 3.)
- Каждая группа получает своё задание путём жеребьёвки. Вам даётся 10 минут рабочего времени, по истечении которого мы будем вас слушать.
Задания по группам (Приложение №1):
- Группа 1: Докажите, что сказка «Морозко» является волшебной, приводя примеры из текста.
- Группа 2: Найдите в тексте сказки непонятные слова (выражения) и, пользуясь словарями, объясни их значения.
- Группа 3: Составьте картинный план сказки (учитель может выдать детям уже готовые иллюстрации в избытке или предложить сделать их самим участникам группы.)
- Группа 4: Составьте вопросы по содержанию сказки (по 2-3 вопроса на каждую группу).
- Группа 5: Из предложенных пословиц выберите те, которые относятся к содержанию сказки.
Индивидуальные задания (Приложение №2 (на усмотрение учителя):
- Заполните схему
- Изобразите героя, на которого вам хотелось бы быть похожим, и расскажите о нём.
Если возникают трудности, то можно попросить помощь учителя.
Физкультминутка для глаз
4. Выступления групп и анализ их работы
Выступление группы № 1 (Слайд 4.) Доказательство того, что сказка является волшебной с использованием примеров из сказки.
После выступления каждой группы идёт оценка их работы одноклассниками:
- Что понравилось в выступлении группы?
- Какие советы могли бы дать по работе группы?
- Для чего выполняли работу?
Выступление группы №2 (Слайд 5. - Сверяем слова, выбранные учителем, со словами, найденными детьми, и раскрываем их значение.)
Выступление группы №3 (Слайд 6. - Сравниваем картинный план сказки с планом на доске (взят из учебника), объясняем отличия, если они имеются.)
Выступление группы №4 (При анализе работы группы задать вопрос:
На какие вопросы вам было особенно интересно отвечать? (Вопросы, требующие неоднозначного ответа, - «толстые» вопросы.)
Выступление группы №5. (Слайд 7. -Анализ выбранных пословиц .)
5.Установление межпредметных связей
- С какими учебными предметами тесно связаны уроки литературного чтения? (Музыка и изобразительное искусство.)
- Как вы считаете, может ли музыкальное произведение помочь нам лучше представить образ литературного героя?
- Предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Морозко» на музыку Н. Будашкина.
- (Дети слушают музыку.)
- Какой характер музыки, и какие музыкальные инструменты его создали?
- Чей образ вы представили, слушая музыку?
- Я предлагаю вам изобразить этого героя под музыку.
(Дети рисуют.)
6. Рефлексия
- Какие жизненные уроки подарила нам сказка?(Главное в человеке не его богатство, а человеческие качества. Не нужно быть ленивым. )
- Работа каких групп нам особенно запомнилась?
- Чья работа нам особенно помогла?
- Что интересного было на уроке?
- Какие трудности возникли?
- Чтобы оценить вашу работу на уроке, заполните, пожалуйста, карту самоотчёта (Смотри приложение №3.) (Учащиеся заполняют карту самоотчёта.)
- Кто хочет поделиться с нами самоотчётом? (Выступления детей по желанию.)
7. Домашнее задание по выбору (Приложение №4)
Вариант 1. Подготовить пересказ понравившегося отрывка из сказки «Морозко».
Вариант 2. Подготовить пересказ сказки «Морозко» от лица Падчерицы (старухиной дочери).
Вариант 3. Найти и прочитать авторскую сказку, похожую по сюжету на русскую народную сказку «Морозко».
Контакты
МАОУ "СОШ "ПЕТРОЛЕУМ +" г. Перми"
Учредитель: Департамент образования
Адрес: 614036, г. Пермь, ул. Мира 92. Просмотреть увеличенную карту проезда
ЦИО
МАОУ "СОШ "Петролеум+" г. Перми" присужден статус "ЦЕНТР ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА"
Университетский округ www.pspu.ru