Исследовательская деятельность в учебном процессе как один из путей формирования интеллектуальной культуры школьников

Мокрушина О.Г.

Аннотация.

В работе даются характеристики одаренных детей, отмечаются сложности работы с ними. Предлагается технология организации исследовательской деятельности учащихся, используемая автором на уроках математики, как современный путь развития одаренных детей и обобщается в виде общих правил подход к организации исследовательской деятельности, успешно применяемые на практике автором. Рассматриваются особенности организации исследовательской деятельности учащихся в школе.

Ключевые слова: одаренные дети, исследовательская деятельность, исследовательское мышление, школьная исследовательская задача.

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучении детей с повышенным интеллектуальными способностями (далее одаренный ребенок). Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижения (имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Но как это ни странно, именно одаренные дети являются «крепким орешком» для педагогов. Одаренные дети принимают участие в олимпиадах и научно исследовательской деятельности. Это разные виды одаренности. В первом случае (дети - участники олимпиад) проявляется интеллектуальная одаренность, которая выражается в том, что дети проявляют себя личностями знающими, интеллектуально развитыми, способными к углубленному обучению. Они легко справляются с тестами пространственного мышления, тестами на логическое мышление с вербальными заданиями, но эти дети не выделяются творческими способностями. Дети же, занимающиеся исследовательской деятельностью, обладают творческой одаренностью.

Первые -  как говорят психологи  - пожиратели знаний,  энциклопедисты; вторые - созидатели нового, творцы, открыватели знаний, исследователи.

В настоящее время в педагогической науке крайне мало публикаций относительно теории и практики управления системой обучения одаренных детей. Педагогические коллективы образовательных учреждений при обучении интеллектуально одаренных детей сталкиваются с целым рядом проблем. Наиболее значимой из них является снижение творческих достижений и познавательной активности в процессе обучения таким образом, что на старшей ступени количество интеллектуально одаренных школьников существенно меньше числа проявлявших повышенные способности в начальной школе [2]. Это говорит о том, что традиционная педагогическая система, существующая в большинстве школ, не способствует решению проблем обучению одаренных детей.

Условия работы в современной школе зачастую не позволяют организовать работу с одарёнными детьми на должном уровне (это  и нехватка помещений, и большая нагрузка учителя, и недостаточная разработанность технологий и методик развития таких детей).

Исследовательская деятельность является инструментом для формирования интеллектуальной культуры школьников. Ин­тел­лек­ту­аль­ная куль­ту­ра вклю­ча­ет в се­бя ком­плекс зна­ний и уме­ний в об­лас­ти ум­ст­вен­но­го тру­да: уме­ние оп­ре­де­лять це­ли по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, пла­ни­ро­вать ее, вы­пол­нять по­зна­ва­тель­ные опе­ра­ции раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми, ра­бо­тать с ис­точ­ни­ка­ми.  Это также структура умственных способностей, умственных сил, как и сред­ст­ва их фор­ми­ро­ва­ния – со­дер­жа­ние учеб­но­го и вне­уроч­но­го ма­те­риа­ла, ме­то­ды ор­га­ни­за­ции познавательной, мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, соз­да­ние по­ло­жи­тель­ных эмо­ций в дея­тель­но­сти де­тей.

Именно через деятельность, прежде всего информационно-познавательную, учащиеся самостоятельно добывают знания. Предметом исследовательской деятельности в школе является решение творческих задач, то есть таких задач, решения которых заранее не заданы. Мы стараемся задать для школьников структуру исследовательской деятельности, принятую в науке: выявление и постановка проблемы, изучение литературы по теме, подбор и обоснование методик исследования проблемы, сбор информации (в т.ч. экспериментальных или хотя бы опытных данных), анализ и обобщение полученных материалов, формулировка собственных выводов.

Исследовательская работа в школе, конечно же, не является научной, это учебная работа, имеющая свои педагогические цели и задачи.

Главные из них – обеспечение познавательной деятельности для одаренных учащихся. Эти учащиеся приобретают функциональные навыки исследования, развивают свои познавательные способности, формируют исследовательский тип мышления. Кроме того, они переводятся из пассивно-зависимой от учителя позиции в учебном процессе в ситуацию субъектно-активного деятеля.

Все изложенное хорошо укладывается в концепцию информационно-познавательной деятельности (ИПД), теоретически разрабатываемую Г.Р.Водяненко [1] и практически реализуемую в образовательном процессе нашей школы. Для подкрепления этой деятельности нами отбирается специальный класс исследовательских задач, они характеризуются тем, что зависимости между исследуемыми факторами относительно просты, а сами факторы немногочисленны и поддаются осмыслению школьника. Отметим также, что математическая обработка массива полученных данных проста, так как не выходит за рамки содержания школьных программ по математике и информатике. Подчеркнем, что мы придаем большое внимание графическому представлению обсуждаемых закономерностей, сравнению данных в их динамике.

Особенно мы ценим (и подчеркиваем это) выполнение работы с применением корректной с научной точки зрения методики, представление научной информации, добываемой как постановкой собственного эксперимента, так и путем использования социологического инструментария.

Современный мир предлагает разнообразный набор источников  информации. Рассматривая большие объемы материалов, школьники учатся выбирать то содержание, которое соответствует поставленной теме.  А работа с литературой позволяет структурировать  и  запоминать материал, грамотно строить устную речь, продумывать ответы на возможные вопросы со стороны оппонентов. Исследование помогает конструировать презентацию результатов своего труда. Публичное выступление стимулирует учащихся более серьезно относиться к отбору содержания и оформлению итогов. К оцениванию результатов  у нас допускаются все участники. Критериями могут быть качество содержания и глубина раскрытия темы, качество оформления, четкость представления, умение отвечать на вопросы и задавать их самому.

Сама работа подается для рецензии и защиты в стандартном виде. Результатом исследования является интеллектуальный продукт, который оценивается педагогами или комиссией.

Незаменимое образовательное и развивающее значение имеет работа с литературой и переработка информации через выбор, отбор релевантной информации, нахождение аналогий. Это способствует развитию способности к четкому, логичному, ясному изложению своих мыслей, развитию речи, способности аргументировано убеждать [4].

Организация исследовательской деятельности школьников подразумевает помощь консультантов, таковыми могут оказаться родители (особенно для учащихся младших и средних классов). Большая работа ложится и на учителя как координатора и консультанта каждого участника. Именно поэтому целесообразно подключать к этой работе родителей, организовывать совместные консультации для родителей и детей, как личные, так и через современные средства коммуникации (электронная почта и др.). Присутствие родителей на представлении результатов будет в этом случае не формальным элементом взаимодействия учителя с родителями, а естественным шагом к сотрудничеству.

Для интенсификации развития информационно-познавательной деятельности  учащихся можно предлагать совместные исследования (2-3 человека). Тогда работа будет интереснее и увлекательнее для самих школьников.

В организации исследовательской деятельности школьников   мы можем предложить следующие принципы организации исследовательской работы:

- принцип добровольности (принимать участие  в исследовательской работе предлагается всем, независимо от способностей ребёнка и уровня математической подготовки);

- принцип взаимодействия с семьёй (заинтересованные родители всегда найдут возможность и время помочь своему ребенку);

- принцип разнообразия предлагаемых направлений (в рамках предмета) для реализации способностей учащихся (предлагаются номинации, в рамках которых учащийся может сам сформулировать тему исследования, также допускаются темы вне предложенных номинаций);

- принцип открытости (заранее оглашаются критерии, по которым будет оцениваться работа);

- принцип сотрудничества (допускается работа в паре. Как правило, учащиеся 5-6 классов охотнее выбирают этот вид деятельности, однако, уже в 7-8 классах более предпочитается индивидуальная работа);  

- принцип всеобщего оценивания (итоговую работу оценивает не только учитель, но и каждый ученик  - с полным обоснованием своей оценки);

- принцип временной гибкости (время на выполнение работы может варьироваться в зависимости от объёма и уровня сложности, а также форм представления результатов, т.к.  на оформление компьютерной презентации требуется меньше времени, чем на создание статьи).

Таким образом, работа с одаренными учащимися в ключе учебного исследования позволяет обеспечить таких детей познавательной деятельностью соответствующего уровня, целенаправленно формировать метапредметные результаты, а также совершенствовать навыки сотрудничества, необходимые для успешной социализации данной группы детей.

 Литература.

  1. Водяненко Г.Р. Формирование информационного пространства ученика в образовательном процессе средней школы. // Наука и образование: сборник научных статей международной дистанционной научно-практической конференции, 27-28 июня 2012 г. – Висбаден (Германия), 2012. – 0,40 п.л.
  2. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах./под ред.АС.Обухова. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007.
  3. Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся. – Екатеринбург: Сократ, 2008. – 237 с.
  4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
  5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. – Пособие для учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.


 

          Сведения об авторе.

Мокрушина Олеся Геннадьевна, учитель математики высшей категории. Место работы - МАОУ «СОШ №102 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Перми.

Контактная информация: рабочий телефон - 226 03 80, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Адрес школы: 614036, г. Пермь, ул.Мира, д.92.