ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Еремеева Н.Н., г.Пермь

Современный уровень развития науки и техники, компьютеризация современного общества, инновационные технологии предъявляют новые требования к умениям и навыкам учащихся. Чтобы школьник умел самостоятельно добывать нужные ему знания, решать разнообразные практические и теоретические задачи, адекватно и умело действовать, сталкиваясь с возникающими проблемами, он должен научиться думать. Если мы хотим вырастить думающего человека, то надо стараться формировать у учащихся общие методы мышления, общие способы подхода к любой задаче и проблеме. К таким способам умственной деятельности и деятельности вообще можно отнести алгоритмы.

Алгоритм (wikipedia.org) - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий. Привычка пользоваться алгоритмами в практической работе становится требованием жизни, поэтому формирование у учащихся алгоритмического мышления - актуальная проблема сегодняшнего образования.

Открытие и  формирование алгоритмических  понятий стало одной из важнейших задач математики, как науки. В процессе своего развития она стремилась искать общий  алгоритм  решения  задач, который позволил бы единым способом (т. е. посредством одной и той же математической операции) решать всё более и более широкие классы задач. Самым же первым алгоритмом, с которым знакомится ребёнок, является, вероятнее всего, счёт на пальцах.

При формировании алгоритмических понятий выделяют 3 понятия:

1. Введение алгоритма:

а) актуализация знаний;

б) открытие алгоритма учащимися под руководством учителя;                                                                                   

в) формула алгоритма;

2. Усвоение: отработка отдельных операций, входящих в алгоритм и усвоение их последовательности;

3. Применение алгоритма: отработка алгоритма в знакомой и незнакомой ситуациях;

Обучение алгоритму можно производить по-разному: можно давать в готовом виде, чтобы их заучить, а затем закрепить  во время упражнений. Но можно и «открывать» алгоритм самими учащимися. Этот способ требует большего времени, но очень ценен. В своей практике мы выбираем именно второй способ, используя при этом групповую форму работы.

Групповые и парные формы работы на уроке  снижают эффект прямого воздействия взрослого (авторитет учителя в начальной школе очень велик, что мешает детям критично воспринимать информацию) и способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, снимают страх перед ошибкой и неуверенность в своих силах, развивают самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству. Учащиеся учатся распределять обязанности, помогать, просить и принимать помощь. Работа в группе развивает у ребят способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и людям, осваивать новые знания, находить общие способы решения учебных задач.

Формирование групп может происходить различными способами, но на первых этапах мы чаще всего используем территориальный принцип. Это работа парами (соседи по парте) и группами по 4 человека (объединяем учащихся, сидящих друг за другом). В первом классе дифференцируем детей  по гендерному принципу и успеваемости. К концу первого года обучения и в дальнейшем применяем группирование по интересам, когда  разные ученики объединяются по одной интересующей их теме.

Групповая работа может быть однородная, что предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания и  дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. При создании алгоритма решения учебной задачи на уроке математики чаще всего использую однородную форму работы. Нужно отметить, что первоначально над созданием алгоритма работаем совместно. Как правило, групповой алгоритм, по сравнению с индивидуальным, более близок к эталону.

Необходимым условием эффективной групповой работы является то, что дети должны быть готовы к данному виду деятельности. Для подготовки к групповой работе мы специально проводим отдельные занятия. Так, например, в 2011 году на занятиях по курсу «Мир деятельности» под ред. Петерсон Л.Г. в первом классе мы работали над организацией групп и выработали следующие правила взаимодействия в группе:

Лучше всего дети работают вместе, если при выполнении задания каждый имеет определенную роль. Роли могут быть, например, следующие:

При распределении ролей используем язык жестов, которые были выработаны нами на занятиях.

С первых занятий работаем  над культурой общения в группах:

Самостоятельно работать над составлением алгоритма решения  учебной задачи пробуем  со второго полугодия первого класса. При изучении нового материала работа начинается после озвучивания проблемы и постановки цели урока. Разбираем пути достижения цели и выходим на необходимость создания алгоритма. Например, при изучении темы «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток » создается алгоритм:

1. Найду большее слагаемое

2. Дополню его до десяти

3. Разложу второе слагаемое

4. Все сложу

5. Запишу ответ

Работа в группе  начинается с проблемной ситуации: решить пример нового вида. Первым этапом идет распределение ролей в группе. Затем каждый пытается решить пример сам. Как правило, в группе всегда есть дети, которые смогут это сделать. Затем ребята совместно (на первых порах объединяясь по 2 человека) составляют пошаговый алгоритм того, каким образом решался пример. Секретарь оформляет алгоритм, а докладчик отчитывается перед классом. Все вместе мы, следуя алгоритму, решаем  новый  пример этого же вида. Таким образом, идет оценка результата работы группы. После этого среди всех продуктов работы групп выделяем алгоритм, наиболее близкий к эталону.

Когда дети становятся старше – это третий, четвертый класс - пользуемся алгоритмом работы в группе:

1. Повторение задания для осознанного понимания.

2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).

3. Выдвижение версий всеми членами группы.

4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.

 5. Совместное принятие решения.

 6. Оформление.

 7. Представление решения.

Работа над развитием алгоритмического мышления подразумевает не только создание, но и применение алгоритма. Это очень важный момент: как показывает практика, дети не сразу могут это делать, и для многих из них применение алгоритма является серьезной проблемой. В связи с этим мы уделяем достаточное количество времени работе по применению алгоритма. Чаще всего работаем парами с проговариванием каждого шага вслух, в таком же виде может проходить и работа в группе.

Хорошие результаты дает составление алгоритма выполнения математических заданий в виде определённой программы. Такую программу составляем, подчеркивая шаги выполнения разными цветами карандашей. Первый шаг – красным, второй-зеленым, третий - синим, четвертый – простым карандашом. Этим приемом пользуемся и на других уроках.

С третьего класса работу по целенаправленному развитию алгоритмического мышления продолжаем  на уроках информатики, целью обучения которой заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления.

Систематическая работа по развитию алгоритмического мышления приносит свои плоды: при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики применяют  алгоритмы, при этом допуская меньшее количество ошибок. Со временем возрастает количество детей, справляющихся с заданиями повышенной сложности. Таким образом, можно говорить, что выбранные формы и методы развития алгоритмического мышления способны развивать самостоятельность, приучают делать выводы, обосновывать свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также  активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

Эффектом работы можно также считать результативное участие учащихся в образовательных мероприятиях, предполагающих сформированность алгоритмического мышления: школьной научно-практической конференции, городской олимпиаде «Фортуна XIII», Всероссийском дистанционном конкурсе «Мир знаний», «Инфознайка».