Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии

Стряпунина Валентина Яковлевна, учитель технологии
 «Технология» - это особая наука, где знания тесно переплетаются с умением, способностью что то делать своими руками.
Слово «технология» происходит от древнегреческих tehne – «искусство» и logos «учение», «наука».
Тематика модулей, самостоятельных исследовательских и практических работ на уроках технологии:
В содержание программы образовательной области «Технология» с 5 – 8 классы включён модуль по разработке проектов:

Ученицы разрабатывают проектные работы при поддержке учителя. Творческая деятельность учащихся хороша тем, что позволяет оптимально сочетать индивидуальную работу с коллективной.

 Система дидактических принципов проектирования на уроках технологии.

На наш взгляд, более приемлемые для предмета «технология» являются следующие принципы:

При выборе проекта кроме школьного курса технологии могут использоваться изделия, выполненные на факультативных занятиях, например, занятиях студии «Декоратор». Нашу студию можно назвать настоящей школой рукоделия!

Занятия на факультативах позволяют с легкостью освоить новые декоративные техники. Как показала практика, для выполнения творческих работ девочки выбирают любимые техники.

  Цель выполнения творческих проектов 

  1. Научить оформлять техническую документацию на объекты декоративного творчества.
  2. Научить основным методам поисково-творческой деятельности.
  3. Познакомить с организационными основами, содержанием деятельности отбора творческих объектов.
  4. Способствовать тому, чтобы методика проектирования, умения и навыки выбранного творчества реализовывались на учебных занятиях и во внеурочной работе.

  Этапы проектирования

Сложность технических задач и заданий должна быть строго согласована с "шагом" творческого развития учеников.

 Основные этапы выполнения заданий:

  1. Осознание и обоснование идеи.
  2. Техническая разработка задания и практическая работа над ним.
  3. Разработка документации и оценка результата творческого решения.

 Ученицы пятых и шестых классов разрабатывают документацию проектов в печатном варианте. Ученицы седьмых и восьмых классов выполняют защиту проектов в форме презентации с подробным описанием проекта.

В ходе реализации проектной деятельности формируются такие черты личности, как умственная активность, стремление добывать знания, самостоятельность, трудолюбие, изобретательность.

 Анализ накопленного опыта убеждает меня в том, что на уроках технологии и кружковых занятиях прежде всего необходимо воспитывать человека – творца. Для этого нужна практическая деятельность в виде творческих проектов.