Из опыта участия в работе лаборатории

Создание контрольно-измерительных материалов по диагностике уровня развития универсальных учебных действий младших школьников в ходе работы лаборатории университетского округа ЦИО при ПГГПУ

 

Гагарина Ольга Александровна, учитель начальных классов, участник лаборатории  «ФГОС НОО: проблемы, поиск решения, деятельность – диалог на пути к успеху» в 2013 году

 

Одним из важных отличий Федерального Государственного Стандарта Начального Общего Образования второго поколения является пристальное внимание к формированию и развитию Универсальных Учебных Действий. Освоение УУД встроено в общий процесс овладения новым знанием. Чем сложнее  и разнообразнее знание, которое осваивает учащийся, тем больше способов познания мира ему может понадобиться. Напомним, что метапредметные  УУД- это совокупность универсальных способов действия и структурных элементов учебной деятельности. Развитие  метапредметных УУД – процесс поэтапный, причем довольно длительный ,особенно в начальной школе. Для того, чтобы  правильно  помочь детям при формировании данных УУД, педагогам  начальной школы ,на данном этапе реализации ФГОС НОО, самим необходимо прийти к единому пониманию того, как можно их формировать и  отслеживать полученные результаты. Как развести два понятия: предметные умения и  метапредметные.

Для этого в 2012-2013 учебном году, на кафедре естественно-математического образования начальной школы ПГГПУ была создана лаборатория учителей начальных классов.

Название лаборатории: «ФГОС НОО: проблемы, поиск решения, деятельность – диалог на пути к успеху».

Цель лаборатории: создание пространства профессиональной коммуникации и роста педагогического мастерства педагогов г.Перми и Пермского края при реализации ФГОС НОО.

Руководители лаборатории: Худякова Марина Алексеевна, доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования в начальной школе ПГГПУ и Шабалина Ольга Валерьевна, доцент, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой гуманитарного образования в начальной школе ПГГПУ.

Участники лаборатории от МАОУ «СОШ № 102»: Гагарина О.А., Богачанова Е.И., Еремеева Н.Н., Поносова С.Г.Елохина Н.В.

Тема: «Диагностика предметных и  метапредметных  результатов  младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Планируемый результат: создание банка заданий  в виде тестов для диагностики метапредметных результатов учащихся 1-4 классов и методических рекомендаций к ним.

 

В течение всей работы лаборатория проводилась в разных формах: очной(4) и заочной(4). Учителям начальных классов образовательных учреждений г.Перми и Пермского края было предложено техническое задание - каждое ОУ выбирало определенные УУД для разработки контрольно-измерительных материалов (далее КИМы), для которых нужно было сделать обоснование и разбалловку каждого задания с указанием верного ответа.

Во время дистанционного заседания группы от каждого ОУ разрабатывали материалы и отправляли их руководителям, которые, в свою очередь, вносили поправки и рекомендации. На очных заседаниях готовые тесты выносились на всеобщее обсуждение, получали оценки участников лаборатории. Данная работа была весьма полезной: любая внешняя экспертиза является поводом для более глубокой рефлексии наработанного опыта.

В результате участия в работе лаборатории учителя СОШ № 102 разработали комплексные тесты для 1-4 классов (базовые и повышенной сложности) по работе с текстом и целеполаганию. Данные тесты получили высокую оценку на очном заседании лаборатории и были рекомендованы к апробации в 2013-2014 учебном году в школах, имеющих статус Центров инновационного опыта Университетского округа ПГГПУ.