Реализация курса ОРКСЭ в 4 классах с использованием учебника «Основы духовно-нравственной культуры. Я в мире людей»

Поддубная Алла Александровна,

учитель истории и обществознания,

участник лаборатории

по духовно-нравственному воспитанию

 

Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. №Пр-2009 и др.) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации было введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - курс ОРКСЭ), состоящего из шести учебных модулей (далее – модули ОРКСЭ).

Принципиальной особенностью преподавания этого курса является то, что модуль для изучения курса ребенком делают родители. Родители будущих четвероклассников выбрали единый для всех модуль «Основы светской этики».

Наш директор принял решение, что именно учителя истории будут вести этот курс. Я считаю, что это было сделано правильно. Для историков этот материал очень органичен, знаком и дает возможность преемственности от 4 класса к 5.

Готовясь к ведению этого курса, мы, учителя истории, внимательно изучили Федеральный перечень учебников по этому курсу. Остановили свой выбор на учебнике: Основы духовно-нравственной культуры. Я в мире людей: учебник для 4 класса: В 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература». Николаева Е.И., Петрова Е.Н.

Темы, представленные в этом учебнике, показались нам близкими и понятными для учеников 4 класс. Например, в теме «Я живу в России» мы обсуждаем такие вопросы, как «Что означают для нас слова: Родина, Россия, Русь?». Мы обращаемся к истории Древнерусского Государства и говорим о современной России. В конце каждого параграфа есть специальная книжная полка, где подобран дополнительный материал для чтения. Он подобран с учетом возможности детей этого возраста. Это сказки, притчи, отрывки из знакомых литературных произведений учащихся. В конце каждой темы предлагается проектно-исследовательская деятельность на выбор. В конце учебника дана памятка юного исследователя.

 В течение года в рамках предмета ОРКСЭ мы реализовали два проекта: фотопроект «Насекомые моего края», «Фотография в моем семейном альбоме».

Проект "Фотография в семейном альбоме" подразумевает обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации. Включает совместную работу ребенка и родных.

Особое внимание хочу обратить на главу «Религия-часть культуры». Первая глава называется «Религия и нравственность». Она определяет подходы к знакомству детей с основными религиями: Буддизм, Иудаизм, Христианство, Православие, Ислам через воспитание нравственных ценностей: доброты, заботы о ближнем, честности, уважения. К каждой из религий очень удачно подобраны иллюстрации и тексты книжной полки. Я рекомендую учителям, которые делают выбор учебника, познакомиться с учебником Николаевой Е.И. Притчи, которые даны в учебнике, можно использовать во внеклассной работе разных классов.