"Система дополнительного образования в МАОУ "СОШ №102 с углубленным изучением отдельных предметов г. Перми"

Учитель начальных классов

Гагарина Ольга Александровна

Система дополнительного образования

 в МАОУ «СОШ № 102 »

как важное средство развития

 личности школьника.

                                    “Жизнь –     не те дни, что прошли

     а те, что запомнились”    

                          П. Павленко

        Всем учителям хочется верить в то, что именно их предмет или годы, проведенные с ними, дети запомнят надолго. Особенно хочется верить в то, что материал, который они усвоили на уроке, пригодится в будущей жизни.

      Да, действительно, в связи с увеличением темпа жизни, огромной конкуренции среди абитуриентов в высшие учебные заведения, развитием системы мониторинга образовательных учреждений, рейтинга, дети очень много (а можно сказать и все) времени посвящают учебе. И в этом стремительном потоке информации зачастую пропадает целостное восприятие мира у детей. Понимание того, что жизнь прекрасна и удивительна во всех ее проявлениях.

        Сегодня правительство остро ставит вопрос о необходимости работы с одаренными детьми, начиная с детских садов. И, к сожалению, на лицо видны перекосы образовательных учреждений в погоне за результатами по данной проблеме. Речь в школах, как правило, идет о детях добивающихся успехов в предметной деятельности.

    На наш взгляд развитие ребенка должно проходить гармонично, развиваться должны как интеллектуальные задатки, так и творческие. Начальная школа – это замечательный период детской жизни, в течение которого возможно развивать разные способности, данные природой. В нашей школе к этой проблеме отнеслись очень внимательно, так как, хотя школа и является специализированной (школа с углубленным изучением отдельных предметов), но обучаются в ней все дети, проживающие по данному микрорайону. А значит это, что не все они обладают высокими интеллектуальными возможностями. И перед нами встала проблема. Как же быть с такими детьми? Что школа может им предложить?

     И ответ был найден.Несколько лет назад очень несправедливо из школ было «изгнано» дополнительное образование. Да, действительно, денег у школ едва хватало на образовательные услуги и на содержание помещений. Но, слава богу, приоритеты меняются, стало понятно, что отнимать дополнительное образование у детей нельзя: не все могут посещать ДОУ по нескольким причинам: от географических до финансовых. Необходимо создавать условия для учащихся в стенах образовательного учреждения, так как выигрывают от этого все: и дети, и родители, и школа.

     Для реализации этого проекта в школу были привлечены высококвалифицированные специалисты дополнительного образования: хореограф, музыкальные работники, вокалисты. И школа запела, затанцевала. В начальной школе появился курс ритмики, в первом классе ритмику посещали все учащиеся (общее развитие), во втором классе проходил отбор детей со способностями в танцевальную студию «Надежда». Вокальные данные детей развиваются в разных возрастных группах. На основе моего класса создано сразу два коллектива: «Маэстро» - коллектив мальчиков, «Гномики» - коллектив девочек.

Какие же результаты данной работы вижу я, как классный руководитель.

       Во-первых, развитие дыхательной системы – следовательно, улучшение здоровья и как следствие улучшение техники чтения. Оно становится плавным, ритмичным, художественным.

    Во-вторых, общая деятельность очень благостно сказывается на сплочении коллектива: общие интересы, замечен и оценен талант каждого.

    В-третьих, происходит вовлечение учеников в социальную деятельность: концерты для ветеранов, инвалидов, участие во всех знаковых мероприятиях школы, района, города. А, следовательно, происходит осознание себя как значимой частицы большого мира.

     В-четвертых, данный опыт является для детей доказательством того, что они талантливы и могут реализовать себя и в других видах творчества. В моем классе 100% детей занимаются в других дополнительных образовательных учреждениях.

      В-пятых, реализуется проблема преемственности между первой и второй ступенями обучения (разновозрастные группы, детей артистов знает вся школа, следовательно, мягче пройдет адаптация в среднем звене)

     В 2010-2011 учебном году я вместе с классным коллективом стала победителем конкурса «Классный руководитель года», и в этом вижу огромную заслугу детей. Понимание ситуации, адекватная реакция на гостей в классе, активность, креативность, все это помогает учителю в планировании педагогической деятельности.

    Таким образом, организация дополнительного образования в школе — это необходимость времени, на которую образовательные учреждения должны реагировать обязательной и реализовывать ее в своей деятельности. Главным условием, на наш взгляд, является желание школы найти специалистов и возможность оплатить их нелегкий, но такой нужный труд. А дети всегда готовы открыть нам свои таланты и украсить ими наши серые трудовые будни.