Из опыта работы урок литературного чтения

Урок литературного чтения

 

Федосеева Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №102 г.Перми

Тема: Русская народная сказка «Морозко»

 Скачать документ

Скачать план урока и презентацию

Цели:

 

Оборудование:

 

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел урок,

Начинается урок…

Урок литературного чтения.

Поможет нам настроиться на рабочий лад стихотворение:

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Лёгкие, несмелые.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какое оно? Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке?

 

2. Актуализация знаний

 

- Какую большую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? ( Волшебные сказки.)

- Посмотрите внимательно на доску и попробуйте вспомнить, словосочетания из каких сказок записаны на ней:

золотые яблоки               чёрствая краюха            живая вода

куль соломы                    серый волк                     конь златогривый

золотая клетка                 чугунная баня

(«Иван Царевич и Серый волк», «Летучий корабль»)

- Какое словосочетание встречается в обеих сказках? (Живая вода)

- Что объединяет эти  сказки? (Их автор - народ. Они волшебные)

- Докажите, что сказки волшебные (Дети называют признаки волшебных сказок:

и приводят примеры из прочитанных сказок.)

- На предыдущем уроке мы прочитали ещё одну русскую народную сказку «Морозко». Какие задания вам хотелось бы выполнить, анализируя эту сказку? ( Составить  план сказки, составить  вопросы по содержанию сказки, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки и пересказать его…)

- Как вы понимаете слова, записанные на доске:

Сказка - ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам – урок!

- Попробуем сформулировать тему и цель урока. (Слайд 1,2.)

 

3. Анализ произведения через групповую работу

 

- Сегодня я предлагаю поработать в группах. Давайте вспомним правила групповой работы. (Слайд 3.)

- Каждая группа получает своё задание путём жеребьёвки. Вам даётся 10 минут рабочего времени, по истечении которого мы будем вас слушать.

Задания по группам (Приложение №1):

Индивидуальные задания (Приложение №2 (на усмотрение учителя):

Если возникают трудности, то можно попросить помощь учителя.

Физкультминутка для глаз

 

4. Выступления групп и анализ их работы

 

Выступление группы № 1 (Слайд 4.) Доказательство того, что сказка является волшебной с использованием примеров из сказки.

 После выступления каждой группы идёт оценка их работы одноклассниками:

Выступление группы  №2 (Слайд  5. - Сверяем слова, выбранные учителем,  со словами, найденными детьми,  и раскрываем их значение.)

Выступление группы  №3 (Слайд  6. - Сравниваем картинный план сказки с планом на доске (взят из учебника), объясняем отличия, если они имеются.)

Выступление группы №4 (При анализе работы группы задать вопрос:

На какие вопросы вам было особенно интересно отвечать? (Вопросы, требующие неоднозначного ответа, - «толстые» вопросы.)

Выступление  группы  №5. (Слайд  7. -Анализ выбранных пословиц .)

 

5.Установление межпредметных связей

 

(Дети рисуют.)

 

6. Рефлексия

 

- Кто хочет поделиться с нами самоотчётом? (Выступления детей по желанию.)

 

7. Домашнее задание по выбору (Приложение №4)

 

Вариант 1. Подготовить пересказ понравившегося отрывка из сказки «Морозко».

Вариант 2. Подготовить пересказ сказки «Морозко» от лица Падчерицы (старухиной дочери).

Вариант 3. Найти и прочитать авторскую сказку, похожую по сюжету на русскую народную сказку «Морозко».