Из опыта реализации компетентностного подхода на уроках физики

Владимирова Татьяна Алексеевна,

учитель физики МОУ «СОШ №102 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Перми

В современной школе актуальным является компетентностный подход  в преподавании учебных дисциплин, в том числе физики. Для педагога в его практической деятельности чрезвычайно важен поиск психолого-педагогических механизмов, способствующих формированию надпредметных компетенций, к которым можно отнести:

Все эти компетенции отражают субъектную природу ученика, условия для проявления и развития которой необходимо создать в образовательном процессе.

Несколько лет тому назад, читая какую-то книгу, наткнулась на мудрость древнекитайских философов: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь!». Слова потрясли меня своей простотой и ёмкостью одновременно. Эту фразу я восприняла как крик моего ученика: «я сам!» Эта мудрость отражает главную идею личностно-ориентированного обучения - ученик-носитель индивидуального личного опыта, он сам стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы. С той поры я целенаправленно перекладываю свои функции учителя на плечи  моих учеников.

Один из самых важных моментов урока - постановка учебных задач, целепологание. Я и до этого старалась формулировать цели совместно с учащимися, а теперь мы это делаем только вместе. В этом учебном году я начала работать с семиклассниками. С ними мы только учимся ставить цели самостоятельно. Наиболее удачно это получается в начале любой темы. Приведу несколько примеров.

7 класс.

Тема «Взаимодействие тел».

Ставлю перед учащимися вопросы:

Это стандартные вопросы, которые можно использовать практически на каждом уроке в 7-ом классе. Выслушивая мнения учеников, акцентирую внимание на личностно окрашенные примеры. Узнаю, откуда у ребёнка эти знания, где он познакомился с ними. Деятельность учащихся при этом обогащается принципиально новым содержанием, характеризующимся направленностью на развитие  способности учащихся к целеполаганию, к рефлексии собственных знаний.

8 класс.

Тема «Электрические явления».

 Здесь я уже предлагаю учащимся самим сформулировать вопросы, на  которые они хотели бы искать и найти ответы. Из множества сформулированных вопросов школьники сами отделяют те, которые касаются физической сути явления, его происхождения, закономерностей, проявления и установления причинно-следственных связей. Этим приёмом я стимулирую формирование познавательного запроса учеников к учителю, часть вопросов из которых я переадресовываю к другим источникам (родителям, научно-популярной литературе).

 Почти всегда находятся и среди сверстников источники знаний, к субъективному опыту которых я привлекаю внимание. В результате ученики формулируют учебные цели или ставят задачи как свободно выбранные, исходя из своих запросов и интересов.

Чаще всего учащиеся сами выясняют, сколько часов отведено на тему, будут ли лабораторные работы и экспериментальные задания. От урока к уроку школьники развивают способности к планированию своих действий и прогнозированию результатов, способности собственными усилиями прокладывать маршрут в незнаемое, т. е. учиться (учить себя). Таким образом,  мы вместе создаём ситуацию жизненной необходимости новых знаний.

 А вот теперь мы должны получить эти новые знания,  для этого необходимо создать ситуацию самостоятельного поиска. Помогает мне в этом эксперимент.

В младших классах я практикую экспериментальные задания, созданные В.А. Буровым, С. Ф. Кабановым, В. И. Свиридовым очень давно, но не в готовом виде, мы сами планируем этот эксперимент, обсуждаем необходимость применения того или иного оборудования. Практически на каждом уроке в 7-8-ых классах  я провожу фронтальные экспериментальные задания. Одни из них рассчитаны на 5-10 минут, другие, усложняя, можно проводить в течение всего урока. Самое ценное заключается в том, что их можно включать в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач. Если в начале года эти задания по своему содержанию представляют собой просто наблюдение и изучение физических явлений, то к концу года это уже наблюдение зависимостей между физическими величинами, экспериментальные задачи.

Приведу пример.

7 класс. Тема «Простые механизмы». Урок посвящён изучению блоков.

Кто знает, что такое блок?  Если не получаю вразумительных ответов, объясняю и показываю работу блоков сама. Демонстрацию работы подвижного и неподвижного блока провожу с приборами из  набора по статике на магнитных держателях (удобно, быстро, наглядно).

Чем отличаются блоки? Как их можно назвать? Даем определения подвижного и неподвижного блоков. Сравниваем наши определения с определениями, данные в учебнике, выписываем определения в тетрадь.

Что мы можем узнать о блоках? Поскольку в 7-ом классе мы только учимся ставить цели урока, обобщая предложения учащихся, проговариваю их сама.

Какое оборудование необходимо для этих исследований? Составляем план действий, выполняем эксперимент и делаем выводы по работе.

Очень интересна реакция школьников, когда они понимают, что подвижный блок даёт выигрыш в силе. Здесь очень важно ответить на вопрос: почему? Есть возможность показать, что без математических знаний нам с физикой не разобраться.

Практически всегда я раздаю листочки с заранее напечатанным ходом работы, где обязательно есть вопросы по  теме эксперимента. В зависимости от целей урока, я либо собираю тетради и оцениваю работу каждого ученика или оцениваю работу  учащихся на самом уроке, и тогда ответы на контрольные вопросы проговариваем вслух.

В ходе этого урока проверяем справедливость «золотого» правила в механике, но делаю это демонстрационно, на магнитной доске с целью экономии времени.

 Такое построение уроков позволяет мне не вводить знания в готовом виде, ученик добывает их сам.

В конце урока – обязательны итоги. Снова серия продуманных вопросов:

Если в начале года семиклассникам нравится на уроке всё, то потом они всё смелее высказывают свои замечания по уроку и я, конечно, их учитываю. Таким образом спроектированные уроки физики способствуют формированию у школьников надпредметных компетенций.

Мне хочется ещё раз написать эти слова:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь!» Эти слова были современны в древнем Китае, они бесценны в современной России. Это своего рода эпиграф к моей педагогической деятельности.