Реализация этнокультурного компонента на уроках технологии

Реализация этнокультурного компонента на уроках технологии

(из опыта работы)

Стряпунина Валентина  Яковлевна,

учитель технологии первой категории

          «Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого всё великое может быть сказано человеком или народом только по-своему и всё гениальное родиться именно в лоне национального опыта, духа и уклада. Надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребёнка, вызывающие в нём умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству, были национальными, а у нас в России – национально-русскими. В особенности следует обогащать их следующими сокровищами: язык и поэзия, молитва и жития святых героев. песня и сказка, история, армия, территория и хозяйство».

И.А. Ильин « Национальное воспитание – путь духовного обновления ».

 Основные составляющие образа школы с этнокультурным компонентом образования

 

Генеральная цель:

Создание оптимальных условий для обеспечения современного качества образования, способствующего развитию личности, ее ключевых компетенций на основе принятия этнокультурных ценностей.

 Основные задачи:

развитие личности ребенка на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в общероссийском социально-культурном контексте;

 

Приоритетными для школы на данном этапе являются следующие направления деятельности:

Уровни этнокультурного компонента

Реализация этнокультурного компонента на уроках технологии осуществляется через рукоделие.

Занятия рукоделием привлекают результатами труда. Очень важно не только научиться технике исполнения того или иного изделия, но и раскрыть эстетическую сторону труда.

Тема «Вышивка нитями».

Начало знакомства с древним видом рукоделия - вышивкой начинается в 5 классе.

Тема «Ручные стежки».

Яркое панно из множества декоративных стежков помогает зрительному восприятию для практического выполнения швов.

Тема «Цветная художественная гладь».

Для вышивания узоров растительного характера используют различные виды глади. Для выполнения данной работы выполняется рисунок в цвете, на котором указывается направления нитей.

Тема «Вышивка лентой»

Мы все привыкли к вышивке нитями, но для тех же целей можно использовать ленты. Ленты делают вышивку объёмной, добавляя эффектную текстуру в работу. Вышивка лентами – очень красивая техника.

Тема «Бисер»

Бисер и бусины используются как основной или дополнительный материал во многих видах рукоделия.

Это работа для души, на радость себе и близким. Главное -  сделать их тщательно и аккуратно.

Тема «Милые сердцу мелочи»

Мелочи на людей порой производят не меньше впечатлений, чем богатый ковёр или роскошные занавески. Мелочи придают комнате прелесть, вдыхают в неё уют. Именно стремление к красоте и возвышенности вызывает желание творить.

В школе проходят семинары-практикумы  по теме  «Внедрение этнокультурного компонента в учебный процесс». Педагоги школы используют материалы выставок и знания, полученные учащимися на уроках технологии, в учебном процессе.