Готовимся к ЕРТ

Готовимся к ЕРТ с психологом.

          Нашим детям предстоит ЕРТ.  Эмоциональное состояние детей, родителей, учителей можно обозначить как противоположное спокойствию.  Это может быть лёгкое волнение или сильный страх.

         Тревога – естественное состояние во время тестирования. Есть даже понятие – тестовая тревожность.  Оптимальный уровень тревожности помогает ребёнку собраться с мыслями, планировать собственные действия и  успешно выполнить задания теста.

         А что делать если тревога высока,  дрожат руки и мысли скачут и разбегаются?

Оказывается это  состояние можно научиться держать под контролем и превращать его в состояние воодушевления, которое может стать союзником.

1. Можно предложить  детские способы, помогающие справиться с тревогой. Больше всего с точки зрения  эффективности помощи дети ценят следующие способы поведения:

Эти способы помогающего поведения  можно использовать накануне дня тестирования.

        2.  Способы быстрого снятия сильного эмоционального напряжения, которыми пользуются артисты и спортсмены перед ответственными выступлениями:

Эти способы можно рекомендовать и детям.

  3. Специальные упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения.

Упражнение «Муха»

 Сесть удобно: руки свободно положить на  колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается садиться муха. Она садится то на  нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача – не открывая глаз, не размахивая руками согнать назойливое животное.

( Психологический смысл упражнения.  Эмоциональное напряжение приводит к тому, что  мышцы лица становятся напряжёнными. Любая эмоция развивается  снаружи – вовнутрь. Научившись управлять лицевой мускулатурой, мы учимся управлять своим эмоциональным состоянием)

  Упражнение «Горячая монетка».

 Замечательное упражнение для домашнего выполнения.

Ритмичное 4-х фазное дыхание. Дышать не более 2-3 минут.

 1 фаза (4-6 сек.) Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки до уровня груди ладонями вперёд. Сосредоточьте своё внимание в центре ладоней. Вы почувствуете сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»)

2 фаза (2-3 сек.) Задержка дыхания.

3 фаза (4-6 сек.) Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисовать перед собой в воздухе волны. Рисуем прямыми руками.

4 фаза (2-3 сек.) Задержка дыхания.

  Упражнение «Везде».                                                                                 

         Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть,

распрямиться,  положить расслабленные руки на колени.

Дышать не более 2-3 минут.

1 фаза (4-6 сек.) Глубокий вдох через нос.

2 фаза (2-3 сек.) Задержка дыхания.

3 фаза (4-6 сек.) Медленный плавный выдох через нос.

4 фаза (2-3 сек.) Задержка дыхания и т.д.

 

Затратив всего 5-6 минут на эти расслабляющие упражнения, вы почувствуете, как изменилось самочувствие и настроение. Тревога превратится в состояние сосредоточенного внимания и готовности к деятельности.

 Желаем успехов детям, родителям и учителям!

     

Дети, требующие особой помощи при подготовке к ЕРТ.

 Тревожные дети.

     У тревожных детей учёбу сопровождает эмоциональное напряжение. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты, тест).
     Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к  улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.
Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности

     Ситуация теста вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наибольшие трудности  для тревожного ребенка вызывает отсутствие эмоционального контакта со взрослым в условиях ЕРТ и присутствие «чужого» учителя.

Помощь на этапе подготовки. Для тревожных детей очень важно создать ситуацию эмоционального комфорта. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего теста и особой важности его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приводит только к дезорганизации их деятельности.
     Задача взрослого - поощрение, воодушевление, создание ситуации успеха, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверена, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной за 3 четверть» и др.
В день ЕРТ. Тревожным детям особенно нужна эмоциональная поддержка. Это можно сделать различными неречевыми способами: посмотреть, улыбнуться, обнять, погладить по голове и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Поддерживающие высказывания : «Я уверена, что ты все сделаешь правильно и у тебя все получится», «Я верю в тебя!» и др.

«Неорганизованные» дети.

     Об этих детях часто говорят -  «невнимательный», «рассеянный». Как показывает практика, у этих детей очень редко есть истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети - это дети с низким уровнем произвольности поведения. У них развиты все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, неровный темп деятельности (быстро – медленно). Они могут часто отвлекаться,

Основные трудности

     ЕРТ требует  высокой организованности деятельности. «Неорганизованные» дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать  время теста.

Помощь на этапе подготовки. Организованное поведение формируются через присутствие внешних опор. Поэтому при подготовке очень важно научить ребенка использовать  различные материальные средства. Такими средствами могут стать  часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; линейку, указывающую на нужную строчку; составление списка пропущенных заданий (и их вычеркивание по мере выполнения) и др.
     Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», нужно дать им средства, помогающие быть внимательнее.
В день ЕРТ. Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Важно, чтобы ребенок научился использовать  внешние опоры на этапе подготовки, иначе на тесте он об этом и не вспомнит.

«Превосходные дети» и отличники.

     Дети обычно очень хорошо учатся, они ответственны, организованы, исполнительны. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее всех, используют дополнительный материал. «Превосходные дети» очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Всё, что они делают, должно быть замечено и должно получить  высокую оценку. У этих детей  очень высокий уровень притязаний и неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

Основные трудности.

     ЕРТ для этих детей -  тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее - враг хорошего». Им  нужно сделать всё, причем безошибочно. Ещё один возможный камень преткновения для них - это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Помощь на этапе подготовки. Очень важно помочь  детям  осознать разницу между «достойным» и «превосходным» и не ставить перед ребёнком сверхзадач, это может привести к мотивационному срыву. Можно предложить тренировочные упражнения, где  потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.
В день ЕРТ. Нужно помочь выбрать стратегию деятельности и её реализовать: «Выполнять задания последовательно, пропускать те, которые не получаются и поэтому забирают много времени, при выполнении основной части теста вернуться к нерешённым заданиям».

Импульсивные дети.

       Импульсивные дети обычно быстрые, энергичные, активные. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но часто делают их небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Эти дети выбирают скорость и результативность в ущерб точности и аккуратности. Импульсивные дети испытывают затруднения в  работе, которая требует высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью детей часто является сниженная учебная мотивация и они не очень стараются учиться хорошо.

 Основные трудности.

      Процедура ЕРТ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом импульсивных детей. Но они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с тестовыми заданиями.

 Помощь на этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью замечаний типа «Не торопись!». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему удобно. Важно развивать у таких детей навыки самопроверки: в конце работы найти ошибки, самостоятельно проверить  задания. Основной приём, которым должен владеть импульсивный ребёнок: «Сделал -- проверь». Кроме того, у этих детей важно  создать ощущение важности ситуации ЕРТ. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснять, какое огромное значение имеют результаты ЕРТ.

В день ЕРТ. Импульсивным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты будешь проверять то, что ты сделаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

 

 Дети астеники

       Особенность астеничных детей - высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.
Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудности.

     ЕРТ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, в результате возникновение  усталости.

Помощь на этапе подготовки. Детям нельзя предъявлять заведомо невыполнимые требования, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые  занимаются с утра до вечера, а ты немного позанимался и  уже устал». Ребенок не притворяется, таковы его индивидуальные особенности.
     Очень важно следовать режиму подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям детей стоит получить консультацию у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов, минералов или травяных сборов.

В день ЕРТ. Детям требуется несколько перерывов. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.). Возможна небольшая остановка во время  выполнения теста для того, чтобы поднять тонус. Для этого можно подвигать ногами под партой, не отвлекая одноклассников.